Неприятная ситуация в магазине может случиться с каждым. Если покупатель нечаянно разбивает, например, бутылку кетчупа или воды, он почему-то почти всегда думает, что виноват и должен заплатить. Орловское региональное отделение ЛДПР рассказывает, в каких на самом деле случаях вы несете ответственность за испорченный товар и что делать, если оказались в такой ситуации
Что говорит закон?
В законе «О защите прав потребителей» нет четкого ответа на этот вопрос, поэтому нужно обращаться к статье 459 Гражданского кодекса РФ «Переход риска случайной гибели товара». Согласно ей, магазин несет ответственность за случайно поврежденный товар до момента заключения сделки купли-продажи с покупателем. Если вы нечаянно разбили бутылку до того, как оплатили ее на кассе и получили чек, продавец не может с вас ничего требовать.
В то же время вы не можете ходить по магазину и портить все, что захочется. Согласно 42 пункту Федеральных правил розничной торговли покупатель обязан возмещать причиненный по его вине ущерб магазину.
Когда вы не должны платить?
Расстояние между стеллажами.
Если вы с трудом протиснулись в узкий проход между стеллажами и разбили товар, случайно задев его, виноват всегда магазин.
Согласно ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» расстояние между стеллажами должно быть как минимум 1,4 метра. Поэтому если продавцы или администратор требуют оплатить разбитую бутылку, смело требуйте у них рулетку, чтобы измерить расстояние. Если нормы не соблюдены, вы можете пожаловаться в государственный пожарный надзор.
Скользкий пол.
Если вы поскользнулись из-за недавно вымытого пола, задели витрину и разбили бутылку — виноват магазин. В 1064 статье Гражданского кодекса «Общие основания ответственности за причинение вреда» указано, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения, если будет доказано, что все произошло не по его вине.
Товар на стеллаже стоял неустойчиво.
Если вы взяли со стеллажа одну банку и вдруг вся конструкция по принципу домино посыпалась на пол — это не ваша вина. Мерчендайзер обязан расставлять товар так, чтобы он стоял крепко и надежно.
Лента на кассе.
Если вы выложили покупки на ленту у кассы и одна из бутылок упала, это также не ваша вина. Кассир отвечает за работу ленты — ее движение, включение и выключение.
Когда вам придется заплатить?
Если выронили из рук — вы держали бутылку в руках, она выскользнула и разбилась. Поскольку никаких сопутствующих обстоятельств со стороны магазина не было и товар испорчен именно по вашей вине, придется заплатить.
Вы вели себя неадекватно — находились в состоянии алкогольного опьянения, бегали по магазину, катались на тележке, танцевали или даже дрались. В этих случаях вам придется возместить магазину ущерб.
Намеренно разбили бутылку — например, взяли ее в руки и с размаху ударили о стену или кинули на пол.
Что делать, если вы разбили товар в магазине?
Если представители магазина требуют немедленно оплатить испорченный товар и вы уверены, что не виноваты, требуйте жалобную книгу и записывайте все подробности случившегося. Обязательно внесите время инцидента, свидетелей и основных участников.
Затем требуйте от администрации магазина, чтобы составили акт о порче имущества, в котором обязательно зафиксируйте все обстоятельства — например, мокрый пол или узкий проход, не соответствующий нормам. При составлении акта понадобятся ваши паспортные данные — не давайте документ никому в руки, держите его при себе.
Если вы уверены в своей правоте, можете заявить, что не намерены оплачивать испорченный товар сейчас и сделаете это только после решения суда. Скорее всего администрация не захочет судебных разбирательств, ведь они подвергают магазин дополнительным проверкам. И если действительно найдут нарушения норм, владельцы получат штраф на гораздо большую сумму, чем стоит разбитая бутылка.
Если охранник магазина грубо настаивает, чтобы вы оплатили ущерб и грозится не выпустить вас, пока не сделаете этого, напомните ему о 203 статье Уголовного кодекса РФ, по которой служащий ЧОП может получить до 7 лет тюрьмы за превышение полномочий.